Российский рынок автоматизации недвижимости за пять лет вырос в 3,5 раза — с 5,8 млрд рублей до 20,5 млрд. Однако основной рост достигнут за счет систем, предназначенных для моделирования зданий и управления строительством. Сегмент, занимаемый решениями для управления недвижимостью, за 5 лет увеличился рыночную долю всего лишь на 1%, хотя потенциал решений огромен.
Автоматизация открывает для управляющих компаний новые источники для роста — снижение убытков и повышение прибыли. Кроме того, автоматизация снижает эксплуатационные риски, а также повышает инвестиционную привлекательность актива.
Что такое автоматизация управляющей компании?
Автоматизация УК — это прежде всего автоматизация управления объектом недвижимости. Все существующие решения для автоматизации можно условно разделить на 2 группы:
- решения для автоматизации здания,
- решения для автоматизации бизнес-процессов.
Классическим представителем первой группы будут системы классы BMS (Building Management System) — системы, которые контролируют состояние оборудования внутри здания. Например, такая система может автоматически регулировать освещение или температуру внутри помещений.
- Основной эффект от внедрения таких систем заключается в оптимизации электропотребления, кроме того они значительно повышают безопасность здания.
- Все подобные системы опираются на различные типы датчиков, которые часто объединяют под общим названием IoT — интернет вещей.
Ко второй группе решений для автоматизации УК относят системы для автоматизации бизнес-процессов. Самым распространенным в России примером подобных решений будут CAFM-системы, такие как «Моё здание».
- Они улучшают взаимодействие между людьми и облегчают их повседневные задачи на операционном и стратегическом уровнях управления недвижимостью.
- Такие системы ориентированы на поддержку эксплуатационных процессов — плановые обходы, ремонты, работа с обращениями и договорами, отчетностью и финансовыми потоками.
Оба типа систем хорошо работают в синергии, так как позволяют минимально сократить расходы на обслуживание, оптимизировать эксплуатационные издержки и держать под контролем все финансовые потоки. Последнее особенно актуально для ЖКХ, где нужно ежемесячно собирать плату за коммунальные услуги.
Автоматизация всегда будет эффекта в трех случаях:
- нужна четкая регламентация и контроль бизнес-процессов,
- нужно обрабатывать большие объемы информации,
- нужно контролировать большие денежные потоки.
3 типа управляющих компаний
На рынке управления недвижимостью существует 3 типа организаций. Они различаются по целями и задачам.
Крупные арендаторы | Управляющие компании | Собственники | |
Цели | снижение расходов повышение рентабельности арендных площадей соблюдение регламентов | снижение расходов контроль сроков повышение качества услуг соблюдение нормативных требований | снижение расходов увеличение дохода от аренды сохранение ликвидности актива выполнение нормативов и регламентов |
Задачи | управление площадями оперативный учет расходов контроль договоров аренды | оперативный учет затрат контроль оплаты услуг планирование и организация работ формирование отчетов | управление арендой площадей учет эксплуатационных расходов контроль качества строительства управление договорами |
У каждой из этих организаций своя бизнес-модель, соответственно будут и свои приоритеты:
- Для арендатора важны только показатели рентабельности, то есть сумма аренды не должна быть очень высокой, а сами арендные площади должны приносить прибыль.
- Для управляющей компании важно получать оплату за оказанные услуги в полном объеме, соответственно нужно выстроить жесткую систему учета.
- Для собственно важно уменьшить бремя эксплуатационных расходов. Прибыль же будет зависеть от основной деятельности (например, производства продукции) или сдачи помещений в аренду.
При этом у каждой из этих организаций есть еще и свои бизнес-процессы, которые могут сильно различаться даже у компаний из одного рыночного сегмента. Например, управление жилыми многоквартирными домами требует строгого учета оказанных услуг в рамках заранее обозначенной тарифной сетки. Для управления бизнес-центром учет уже не так важен, поскольку отношения между собственником, арендатором и управляющей компанией строятся на договорах, в которых уже заложена стоимость услуг по обслуживанию. В данном случае куда важнее контролировать качество работ, указанных в договоре.
Выбор решения для автоматизации УК
Наиболее комплексным решением для автоматизации работы управляющей компании является CAFM-система. Данный класс систем подходит практически любой организации в сфере недвижимости. Однако и у CFAM-систем есть свои ограничения. Они практически не позволяют автоматизировать мониторинг состояния оборудования, а также вести автоматизированный учет расхода ресурсов. Зачем же они тогда нужны?
Дело в том, что помимо решения задач учета и мониторинга, любая управляющая компания работает с людьми: с техническим персоналом, клиентами, арендаторами, надзорными органами. Допустим в здании установлена BMS. Датчики показали неисправность термостата на одном из этажей, нужно вызывать технический персонал для ремонта.. Перед нами типичный пример бизнес-процесса, именно для его автоматизации и нужны CAFM-системы. BMS автоматически фиксирует инцидент и передает информацию CAFM, которая уже управляет ремонтом.
Функциональность CAFM-системы поддерживает операционную деятельность управляющих компаний:
- управление заявками на обслуживание,
- проведение планово-предупредительных ремонтов,
- закупка и хранение материалов,
- исполнение бюджетов,
- управление договорами,
- управление рабочими местами,
- управление имуществом,
- управление клинингом,
- составление отчетности.
CAFM-системы достаточно гибкие, чтобы их можно было адаптировать под деятельности конкретной компании с учетом целей, задач и приоритетов бизнеса.
От чего зависит эффективность автоматизации УК?
Конечно, нет единых стандартов и методик внедрения, однако можно взять на вооружения опыт, полученный в проектов автоматизации недвижимости. Опыт подсказывает, что модель данных учета активов должна напрямую поддерживать бизнес-процессы организации.
- Если компания хочет управлять арендой, то у нее должны быть данные по занятым площадям, по договорам и по контрагентам.
- Если компания хочет управлять планово-предупредительными ремонтами, то у нее должны быть данные по оборудованию, технологические карты, план-график работ, список технического персонала.
Важно еще учитывать способы структурирования информации в системе. Поскольку данные отражают процессы, а в процессе участвуют люди, то информация в системе должна быть структурирована таким образом, чтобы человек эффективно выполнял свои функции.
Несколько примеров:
- Оборудование можно группировать по техническим узлам, чтобы заключать отдельные контракты на его обслуживание.
- Мобильное приложение для технического персонала должно быть максимально простым и содержать минимум информации, иначе им не будут пользоваться.
Чем больше настроек предлагает CAFM-система, тем эффективней будет внедрение. В Comindware «Моё здание» можно изменить практически любой элемент системы, поэтому данное решение очень быстро окупается.
Результаты автоматизации УК
CAFM-системы дают 3 преимущества бизнесу:
- сокращение эксплуатационных расходов,
- повышение прозрачности бизнес-процессов,
- соблюдение срокок, нормотивов и регламентов.
К этому можно добавить контроль бюджетов и финансовых потоков, упрощение делопроизводства, но это уже не так важно. Основная цель внедрения — экономическая. Внедрение CAFM сокращает расходы, в некоторых случаях эту сумма составляет больше 30% от годового бюджета, а это десятки миллионов рублей. Эффект достигается за счет повышения качества ремонта и плановых обходов. В результате оборудование реже выходит из строя, что снижает капитальные расходы на обслуживание.
Comindware «Моё здание» — российское решение, которое вобрало в себя западные практики управления недвижимостью.